Рубрики: МЕДИЦИНА

медицинские книги, методички,
народные лечебники

Стиль

МЕДИЦИНА

LIB.com.ua [электронная библиотека]: Чжао Цзиньсян: стиль «Парящий журавль»

сердца и духа. Кроме того, в динамической работе особое внимание уделяется
движениям, регулирующим функции сердца, например «разворачивание крыльев»,
«наблюдение неба», «соединение ци, введение в грудь», «взгляд по
горизонтали», «расслабление всего тела сверху вниз». Эти движения
скомпонованы главным образом для воздействия на сердце. Конечно, отдельные
движения динамической работы не компонуются целенаправленно только для
одного какого-то органа, между ними существуют определенные внутренние
связи. Например, такое движение, как «соединение ци, введение в грудь», не
только оказывает регулирующее действие на сердце, оно еще благоприятно
для легочного дыхания. Следовательно, нельзя сказать, что воздействие
каждого движения относится к плотному или полому органу, влияет на него,
а на другие не влияет. О расстановке движений можно лишь сказать, что
каждое из них имеет свое определенное назначение. Эффективность
регулировки сердца цигун-закалкой можно увидеть по лицу и глазам
тренирующегося, определить по пульсу. После определенного периода
тренировок на лице полявляются румянец и блеск. При этом пульс становится
мягким и сильным, как об этом сказано в книге «Простые вопросы», в главе
«О явлениях в шести звеньях плотных органов»: «Сердце… — его цвет на
лице, его наполнение в крови и сосудах». Все это позволяет видеть
улучшение функций сердца благодаря тренировочной работе.

Легкие

Легкие главенствуют над ци (жизненной энергией), командуют выдохами и
вдохами. В том же источнике сказано: «Легкие — корень ци». При династии
Мин (1368-1644) Чжао Сянь-кэ в книге «Медицинская служба» («И гуань»)
сделал дальнейшие пояснения: «Под горлом — легкие, два листа прозрачные,
называются крышка цветка, для прикрывания всех плотных органов, пустые,
как пчелиные соты; внизу нет сквозной полости, поэтому на вдохе наполняются,
на выдохе пустеют. Выдох и вдох — суть этого явления в отсутствии полости.
Чистое и грязное посменно движется, меха и флейта — в человеческом теле».
«Меха и флейта» здесь символизируют попеременные выдохи и вдохи. В древних
материалах, относящихся к цигуну, дыхание часто называют «мягким ветром».
Следовательно, путем дыхательной закалки, входящей в тренировочную работу,
забирается чистая ци неба и земли и «выплевывается» грязная ци внутренних
органов. В книге «Простые вопросы», в главе «Истинная теория верхнего
древнего неба» говорится о «выдохах и вдохах чистой ци», под этим
подразумевается закалка дыхания. Путем закалки дыхания вдыхают небесную ци
и не только пополняют истинную ци тела, но поскольку «ци — командующий
крови», «ци идет — и кровь идет», следовательно, ци может еще больше
стимулировать циркуляцию ци и крови во всем теле. Таким образом ци и кровь
могут проходить по всему телу, а 5 плотных и 6 полых органов, конечности и
100 костей — получают подпитку и живительную силу. Поскольку легкие
главенствуют над опусканием, а почки главенствуют над набором, в «Полной
книге Цзин Юэ» («Цзин Юэ цюань шу») сказано: «Легкие — хозяин ци, почки —
корень ци».

В области дыхания «журавлиная работа» делает упор в основном на открывание
и закрывание БАТ, на погружение ци в поле пилюли, а для дыхательной
закалки предназначены такие движения, как «заглубление в землю, прохождение
в небо», «соединение ци, введение в грудь», «излом крыльев и выброс наружу»,
«введение ци в поле пилюли». Эти движения выполняются с подключением
сознания.

Легкие главенствуют также над кожей и волосами. «Кожа и волосы» — обобщающий
термин, им обозначают кожу, потовые железы, пушковые волосы. Это то, что находится
на поверхности тела и защищает его от воздействия внешних загрязнений
[имеются в виду «патогенные» ци, воздействующие извне на человека].
В книге «Простые вопросы», в главе «О возникновении и становлении пяти
плотных органов» сказано: «Кожа едина с легкими, ее великолепие — пушковые
волосы». Легкие главенствуют над кожей и волосами, благодаря их
распространяющей деятельности тонкие элементы воды и злаков разносятся по
всему телу, питая кожу и волосы. В их числе — защитная энергия,
распространяющаяся к поверхности тела. Она согревает и питает кожу и волосы,
регулирует открывание и закрывание потовых желез, играет защитную роль
для организма, противодействуя внешним загрязнениям [т.е. противодействуя
внешней патогенной энергии].

Таким образом, результат закалки дыхания в цигуне можно выявить по
поверхности кожи человека. После тренировочной работы кожа становится
блестящей, гладкой, а также мягкой, а у склонных к простуде и заложенности
носа уменьшаются простудные явления.

Кроме того, в процессе работы дыхание становится более длинным, частота
дыханий уменьшается до 4-5, 3-4 и даже до 1-2 в минуту, а некоторые на
какой-то период совсем перестают дышать (т.е. доходят до «капиллярного
дыхания»). Все это нормальные явления. При достижении высокой ступени
цигун-закалки могут возникнуть 9 видов дыхания (подробно описанные выше),
их не нужно добиваться, они возникают естественно по мере углубления
тренировочной работы. Следовательно, в закалке дыхания ценится
естественность и недопустимо форсирование. Следует учитывать, что жесткая
насильственность, наоборот, приведет к растрате истинной ци, а механизм
ци закрутится назад.

Почки

Почки расположены в поясничной области слева и справа, включают точку
«ворота жизни». Их основные функции — иметь и хранить воспроизводящую
энергию, главенствовать над водой, над костями, рождать костный мозг

(костный мозг проходит в головной мозг, его великолепие — в выпускании)
и так далее. Поэтому о почках говорят как об «источнике жизни», корне
«прежнего неба». Чэнь Шидо в книге «Тайные записки из каменной комнаты» #
связал учение о движущей силе с пятью плотными и шестью полыми органами:
«Сердце получает ворота жизни — и свет духа приобретает хозяина,
появляется возможность пользоваться вещами; печень получает ворота жизни —
и думает думы; желчный пузырь получает ворота жизни — и решительно прерывает;
желудок получает ворота жизни — и может приобретать; селезенка получает
ворота жизни — и может передавать; легкие получают ворота жизни — и
управляют звеньями; толстая кишка получает ворота жизни — и ведет передавая;
тонкая кишка получает ворота жизни — и распределяет преобразования; почки
получают ворота жизни — и создают прочность; три обогревателя получают
ворота жизни — и отвергают скверну; мочевой пузырь получает ворота жизни —
и собирает — сохраняет».

В цигун-закалке особое внимание уделяется работе с изначальной ци-почек,
т.е. закалке «ворот жизни». Данная гимнастика также усиливает в динамической
своей части закалку почек и «ворот жизни». Например, в таких движениях,
как «проникновение ци в поле пилюли», «концентрация внимания на поле
пилюли», «поддерживание кистями «ворот жизни», «скручивание поясницы» —
усиливается регуляция почек и «ворот жизни». Когда «ворота жизни» и почки
укрепляются, то пять плотных и шесть полых органов могут более полно
выполнять присущую им роль, а за ними укрепляются и улучшаются все качества
организма. Поскольку в функцию почек входит главенство над костями и
порождение костного мозга, то когда изначальная ци почек находится в
полноте, пополняется и сила воспроизводящей энергии, более подвижным
становится мышление, укрепляется память, раскрываются силы ума. Почки,
кроме того, — «чиновник, отвечающий за прочность»: когда ци почек в
полноте, то укрепляются суставы и кости, движения становятся мягкими и
подвижными, походка — легкой и быстрой. Это все — часто наблюдаемые
результаты тренировочной работы. Когда ци почек пребывает в полноте и
изобилии, проходят болезни костей и зубов. Быстро наступает улучшение при
заболеваниях шейных и других позвонков, костных шипах и пролиферации костной
массы. Кроме того, если истинная ци оказалась в полноте и достаточности,
могут излечиваться такие болезни, как сердцебиение и бессонница, потеря
спермы, недержание мочи, вызванные прерыванием связи между сердцем и
почками.

Еще один момент. Слюна, появляющаяся во время тренировки, может также
пополнить инь почек. Ли Няньэ в книге «Основы знаний трактата о внутреннем»
(«Нэй цзин чжи яо) # говорит: «Вода слюны и почек по происхождению — одна
семья». Она может орошать плотные и полые органы, смачивать кожу,
заглатываться и не выплевываться, и когда вода почек в полноте и расцвете,
краски не сохнут, ее хватает для понижения огня и питания сердца… Чэн
Чжунлин в книге «Сердечное постижение медицинского учения» («И сюэ синь и»)
# указывал, что проглатывание слюнной жидкости «служит непременным
принципом, при этом так называемая истинная вода пополняет истинную инь и
соединяется с ци для взаимоподдержки».

Печень

Печень главенствует над проходимостью и истечением, над хранением крови,
над мышцами, ее великолепие в ногтях. Среди «пяти стихий» печень относится
к ветру и дереву [из остальных четырех плотных органов сердце относится к
«огню», селезенка — к «почве» («земле»), легкие — к «металлу», почки — к
«воде». Ветер относится к «шести ци» внешнего характера, также
распределяемым по «пяти стихиям»], ветер любит свободно распространяться
и рассеиваться, «дерево» по характеру ветвящееся и проникающее, поэтому
говорят «печень любит ветвиться и распространяться». В «Линшу», в «Главе
о коренной шэнь» говорится: «Пустота ци печени — страх, полнота — гнев».
Из-за преходящих или длительных возбуждений ци печени бывает неспокойна,
утрачиваются проходимость и истечение, может возникнуть психическая
подавленность, меланхолия. Печень главенствует над хранением крови, поэтому
Ван Бин говорил: «Печень хранит кровь, сердце ведет ее, человек движется —
и тогда движение по всем каналам, человек в покое — и тогда кровь
возвращается к хранению в печени». Печень главенствует над сухожилиями, ее
великолепие в ногтях, ее открытая полость в глазах. В книге «Простые
вопросы», в главе «Истина о ци, крови и форме» и в главе «О возникновении
и становлении пяти плотных органов» сказано: «Все сухожилия связаны с
суставами». Сухожилия подчиняются печени, и только когда кровь печени в
полноте и обилии, сухожилия могут получать увлажнения и подпитку и,
следовательно, сохранять нормальную подвижность. Кроме того, там также
сказано: «Соединены с печенью сухожилия, их великолепие в ногтях»,
отсюда «ногти — остаток сухожилий». Кровь в печени в достаточности —
сухожилия крепкие, сила значительная, ногти прочные. Кровь в печени в
пустоте — сухожилия мягкие, бессильные, ногти большей частью тонкие и
мягкие и даже легко ломаются. Открытая полость печени — глаза, и в «Линшу»,
в главе «Мера пульса» сказано: «Ци печени проходит в глаза, печень в
гармонии — и глаза могут различать пять цветов». Следовательно, глаза
могут обладать силой зрения, источник этого — подпитка со стороны ци и
крови печени. В то же время глаза — место, где концентрируется духовная
энергия (шэнь), руководимая сердцем. Об этом сказано в «Линшу», в
«Главе о большом наполнении». «Глаза — посланники сердца, жилище шэнь»,
это также служит пояснением, что связь глаз с сердцем крайне тесная.

«В журавлиной работе» в связи с тем, что «печень главенствует над
проходимостью и истечением», «любит ветвиться и распространяться»,
специально разработан «метод очищения печени», главным образом для
обеспечения проходимости и истечения. Однако избыток энергии печени
недопустим, поскольку «ци печени в пустоте — страх, в полноте — гнев».
Кроме того, «журавлиная работа» также требует усиления морально-этического
воспитания (работа над дао и дэ) в период тренировок. Недопустимы гнев,
раздраженность, чтобы ци печени не взметнулась нежелательно и не ударила
в мозг, вызвав повреждение из-за нечистоты ума. Тренировочная работа
требует расслабления и вхождения в покой, устойчивого настроя. Так можно
сделать ци печени расслабленно-успокоенной, распространяющейся и
простирающейся, не допустить нежелательного преодоления «почвы-селезенки»
[по схеме «пяти стихий» «дерево-печень» преодолевает «почву-селезенку»

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37