Рубрики: МЕДИЦИНА

медицинские книги, методички,
народные лечебники

Стиль

МЕДИЦИНА

LIB.com.ua [электронная библиотека]: Чжао Цзиньсян: стиль «Парящий журавль»

ладони и растягивают ци, сознание находится в точках «дворец труда»
обеих кистей. Когда углубляются в землю и проходят в небо, в сознании
господствует «прохождение в небо, безгранично далекое, углубление в
землю, безгранично глубокую».

11. Соединение ци, введение в грудь. Тяжесть тела переносят на левую
стопу, носок правой стопы служит осью, пятку сворачивают внутрь, пока
она не окажется напротив левой пятки. Затем вес тела переносят на правую
стопу, осью служит носок левой стопы, пятку разворачивают наружу, тело
разворачивают примерно на 100 #, образуя шаг «лук — стрела». Одновременно
с поворотом тела левая кисть направляется вниз, правая — вверх, руки
образуют иероглиф «I», затем центры ладоней обращают вперед (кисти все
время неизменно сохраняют вогнутое положение) (рис. 77, 78).

Корпус сначала разворачивают влево примерно на 90 #, при этом правая
кисть, собрав ци, вводит ее в левую половину груди; затем корпус
разворачивают вправо примерно на 90 #, при этом левая кисть, собрав ци,
вводит ее в правую половину груди; предплечья скрещиваются перед грудью.
Плечи погружены, локти свисают. Делают небольшую паузу (рис. 79, 80).

Сознание. Когда поворачивают пятку и разводят руки, немного расслабляют
плечи, сознание собирает в точках «дворец труда» обеих кистей ци из
«бесконечного далека» и «бесконечной глубины», ведет по рукам в тело.
Когда правая рука собирает ци, сознание находится в точке «дворец труда»
правой кисти; когда ци входит в левую часть груди, мысль входит в левую
точку «двор ци». Когда левая кисть собирает ци, сознание находится в
точке «дворец труда» левой кисти; когда ци входит в правую часть груди,
мысль входит в правую точку «двор ци».

12. Заглубление в землю, прохождение в небо. Вытягивают правую ладонь вниз,
подтягивают левый локоть вверх, правая ладонь вдоль левого предплечья
косо направляется к «разделению кистей, растягиванию ци», образуя позу
«заглубление в землю, прохождение в небо» (особенности движения те же,
что и в пункте 10). Делают небольшую паузу (рис. 81, 82 — вид спереди,
83 — вид сзади).

Сознание. Когда вытягивают правую кисть и подтягивают левый локоть,
сознание находится в точке «дворец труда» правой кисти. Когда разделяют
кисти и растягивают ци, сознание находится в точках «дворец труда» обеих
кистей. Когда заглубляются в землю и проходят в небо, в сознании
господствует «прохождение в небо, бесконечно далекое, углубление в землю,
бесконечно глубокую».

13. Собирающая работа. Переносят центр тяжести тела на правую стопу, левую
пятку сворачивают внутрь (т.е. возвращают к направлению подготовительной
позы), затем переносят центр тяжести на левую стопу, правая стопа плавно
и медленно, рисуя дугу, подбирается (она становится параллельной левой
стопе). Одновременно выпячивают копчик, корпус сохраняет вертикальность,
нос на одной вертикали с пупком.

Кисти расслабленно раскрываются, ладони становятся вогнутымя, правая
кисть направлена вниз, левая — вверх, кончики пальцев косо направлены
друг к другу; перед нижним полем пилюли они соединяют ци, обнимая шар.
Плечи расслабляют, анус подтягивают вверх, кисти подбирают в направлении
низа живота, и когда до живота остается примерно 2 см, их естественно
опускают к бедрам вдоль тела, одновременно ноги выпрямляют. Особенности
движений те же, что приведенные в пункте 13 предыдущей главы (рис. 84,
85, 86 — вид спереди, 87 — вид сбоку, 88, 89, 90).

Сознание. Когда поворачивают стопу, расслабляют ладони и собирают ци,
сознание находится в точках «дворец труда». Когда совершают толчок
наружу, подбирание внутрь и собирание ци с обниманием шара, сознание
находится там же. Когда расслабляют плечи, сознание собирает ци верхней
части корпуса в нижнее поле пилюли. Когда подтягивают вверх анус, сознание
собирает ци нижней части корпуса в нижнее поле пилюли. Когда собирают
к низу живота, сознание медленно вводит в нижнее поле пилюли обнимаемый
двумя кистями шар; одновременно, укрепив живот, собирают сознание — ци
собрана прочно, устойчиво и надежно.

Принципы работы

Основная задача данной части — на базе «гармоничного единения шести
сторон», описанного в первой части, сделать более проходимыми три янских
и три иньских канала рук.

В теле человека проходит 12 продольных каналов (меридианов), которые
непосредственно связаны с внутренними органами, они получили названия
по тому плотному (цзан) или полому (фу) # органу, с которым связаны.
Эти 12 меридианов различаются по инь и ян: есть 3 иньских и 3 янских
[каналы парные, симметричные, поэтому их всего 12] (они проходят на
корпусе, по рукам и по ногам). Проходящие по рукам называются «три
иньских ручных меридиана» (ручной великий инь — меридиан легких, ручной
малый инь — меридиан сердца, ручной инь в себе — меридиан перикарда, или
сердечной сумки) и три янских ручных меридиана (ручной янский свет —
меридиан толстой кишки, ручной великий ян — меридиан тонкой кишки, ручной
малый ян — меридиан трех обогревателей). Проходящие по ногам называются

«три иньских ножных меридиана» (ножной великий инь — меридиан селезенки,
ножной малый инь — меридиан почек, ножной инь в себе — меридиан печени)
и «три янских ножных меридиана» (ножной янский свет — меридиан желудка,
ножной великий ян — меридиан мочевого пузыря и ножной малый ян — меридиан
желчного пузыря).

Сеть продольных и поперечных каналов связывает 5 плотных и 6 полых
внутренних органов, 5 «чиновников» (органов чувств) и 9 отверстий, 4
конечности и 100 костей; в теле нет места, где их не было бы. Закалка
по приведенной в данной главе методике может очень благотворно действовать
на их проходимость. Вот примеры.

Когда «поднимают крылья», то руки поднимают вперед, пальцы слегка
сгибают, точки «дворец труда» смотрят друг на друга, при этом выпускаемая
ци взаимосоединяется, образуя шар. Это позволяет больше раскрыть точки
«дворец труда», усилить потоки внешней и внутренней ци, интенсифицировать
циркуляцию ци-крови.

Когда выполняют упражнение «пронизывающие руки», осью служит точка
«большой позвонок» (дачжуй) # , лежащая на заднесрединном меридиане;
плечами приводят в движение руки, имитируя форму дракона, колебля
позвонки и расслабленно двигая суставами, что принуждает ци идти вверх,
непосредственно ударяя в точку «немые ворота» (ямэнь) # и заставу
«яшмовая подушка» (юйчэнь). При этом ци, собранная в плечах и руках,
направляется в пальцы рук и живот, пронизывая 3 ручных янских меридиана.

«Пальцы — красная макушка», соединение среднего и указательного пальцев
ведет к соединению духа-шэнь сердца (средний палец относится к духу-шэнь
плотного внутреннего органа — сердца) с внутренним органом — селезенкой
(к ней относится указательный палец), что может улучшить пищеварительные
функции, а также играет роль регулирования духа-шэнь и способствует
пробиванию заставы «яшмовая подушка», улучшению функций мозга.

«Наблюдение неба» может играть следующую роль: в коренном инь — временный
ян (в коренном инь скрытый ян), взаимообмен инь — ян, в инь ищи ян, в ян
ищи инь, инь и ян регулируются гармонично (3 иньских ручных меридиана
распределяются по внутренней стороне верхних конечностей, относятся к
внутреннему. Циркуляция истинной ци начинается в груди и идет к кистям.
3 янских ручных меридиана распределяются по внешней стороне верхних
конечностей, относятся к внешнему, циркуляция истинной ци начинается с
кистей, идет к голове). Разведение рук и раскрытие груди позволяют
полностью переместить ци-кровь пяти плотных внутренних органов — сердца,
печени, легких, селезенки и почек и шести полых внутренних органов —
желчного пузыря, желудка, толстой кишки, тонкой кишки, трех обогревателей,
мочевого пузыря, тем самым соединив их с помощью каналов для прохождения
и циркуляции. В этом упражнении растягиваются и колеблются различные
части стоп, ног, ягодицы, поясницы, живота, груди, шеи, лица, головы, рук,
кистей, что позволяет привести в движение истинную ци, атакующую
болезненные очаги, сделать проходимыми каналы [китайская медицина считает:
«ци — командир крови, кровь — мать ци»; «ци идет — кровь идет, ци
застоялась — у крови застой»; «болезнь — из-за непрохождения,
прохождение — отсутствие болезней»; «ци и кровь согласованно ходят, раз
прохождение не имеет преград, можно отрегулировать инь и ян, достичь
цели — изгнания болезней и укрепления тела»]. Упражнения «Наблюдение
неба» и «обнимание шара» относятся к напряжению, а «соединение крыльев»
и «переворачивание ладоней» — к расслаблению. Такое напряжение —
расслабление позволяет пробить каналы, способствовать более активной
циркуляции ци и крови. Поскольку 5 плотных и 6 полых органов получают
подпитку, жизненная активность человека также укрепляется.

«Собирание ци и введение в грудь» представляет собой собирание в тело
той ци, которая находится на тренировочной площадке.

«Заглубление в землю и прохождение в небо» позволяют соединить точку
«сто встреч» с точками «дворец труда» поднятых кистей, а копчика — с
теми же точками опущенных кистей. Поднятые кисти воспринимают небесный
ян, который проходит через точку «сто встреч» непосредственно в
позвоночник и далее вниз до копчика. Опущенные кисти упираются в землю,
ци копчика проходит через точки «дворец труда» опущенных кистей,
непосредственно соединяется с инь земли. Соединение с Небом безгранично
далеко и упирание в Землю безгранично глубоко позволяют соединить друг
с другом Небо, Землю и Человека (Небо и Земля связываются — я (человек)
среди них; инь и ян связываются — я внутри них; верх и вниз соединяются
— я в промежутке, так что Небо — Земля — Человек образуют единое тело).
Тогда истинная ци быстро промывает 5 плотных и 6 полых органов, начинает
ходить по каналам туда-сюда; таким образом структуры и органы тела
получают достаточную подпитку, в результате происходит оздоровление тела
и продляется жизнь.

«Заглубление в землю и прохождение в небо» еще называют «стоять на земле
макушкой в небо». Если серьезно заниматься, то сознание, мышление,
действия, психика улучшаются, в результате помыслы станут обширными,
возможности — широкими.

Глава 6. Голова журавля пронизывает заставы

Методы работы

1. Подготовка. Ставят стопы параллельно на расстоянии чуть меньше ширины
плеч (расстояние между внутренними сторонами стоп не более 20 см),
колени чуть согнуты; расслабляют плечи, кисти свободно свисают, стоят
расслабленно и спокойно. Кончик языка поднят к верхнему небу. Как бы

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37

Стиль

МЕДИЦИНА

LIB.com.ua [электронная библиотека]: Чжао Цзиньсян: стиль «Парящий журавль»

изменения». Таким образом, если невозможно своевременно ликвидировать
болезнетворное загрязнение, приобретенное на поверхности тела, то по
каналам оно может проникнуть внутрь к плотным и полым органам.

Кроме того, из-за того, что плотные и полые органы связаны между собой
через каналы, соединяющие поверхностное и внутреннее, заболевание плотных
органов отрицательно влияет на полые органы, а заболевание полых аналогично
может повредить плотным органам, это тоже характеризует каналы.

2. Каналы позволяют выявлять болезненные изменения внутренних органов по
поверхности тела. Каналы внутри принадлежат плотным и полым органам,
снаружи связаны с конечностями и суставами, они имеют определенные пути
прохождения, по которым внешняя вредоносность проникает во внутрь. При
возникновении болезни во внутренних органах это может также проявиться
через каналы на поверхности тела или соответствующих органах. Так, в книге
«Простые вопросы» в главе «Время сопоставления ци плотных органов» сказано:
«Болезнь печени: боли в обоих боках, напрягается низ живота… Болезнь
сердца: болят внутренние поверхности рук. Болезнь селезенки:… болят
ступни ног. Болезнь легких:… боли в плечах и спине. Болезнь почек:…
боли в верхней и нижней частях живота» и т.д. Таковы определенные канальные
зоны на поверхности тела,отражающие болезни во внутренних органах. Кроме
того, если из-за опухоли болит зуб, то этот синдром часто относится к
поражению ветром и жаром (меридиана) янский свет; если глаза красные и
слабо различают свет, то это часто относится к поражению ветром и жаром
[ветер и жара относятся к шести внешним патогенным ци] меридиана печени;
если голова кружится, в ушах звон, то это часто относится к пустоте почек
и т.д. — так через каналы проявляется болезнь в соответствующих
«отверстиях».

В целом каналы — пути циркуляции ци-крови, а также пути развития и
проявления болезней.

Диагностическая сторона

Поскольку каналы — это пути, соединяющие внутренние органы с различными
структурами тела, они также принадлежат плотным и полым органам и связаны
с ними. Каждый канал проходит по определенным местам, имея начало и конец,
то по клиническим симптомам можно найти основание для диагноза. Например,
меридиан селезенки, ножной великий инь: корень языка крепкий, болезненный —
значит имеет место воспаление селезенки и жар, хотя язык и относится к
сердцу («отверстие сердца — язык»). Возьмем канал печени, ножной цзюэинь,
он окружает половые органы, распространяется по бокам и ребрам, отсюда при
коликах и болях в боках, часто связывают диагноз с печенью. Три янских
ручных и ножных меридиана поднимаются к голове и лицу, но если болит голова
в распределлении болей различия. Ножной меридиан великий ян опускается по
шее, поэтому боль в затылке и шее относят к великому ян. Ножной меридиан
янский свет входит в зубы, доходит до лба и черепа, поэтому боль в области
лба и зубную боль относят к меридиану янский свет. Меридиан малый ян ног
обходит голову по бокам и окружает уши, поэтому боль в половине головы и
боль в ушах относят к малому ян и т.д. Такая диагностика осуществляется
на основе типа соответствий между каналами, связями и проходимыми местами.
Она отражает болезненные изменения в плотных и полых органах. #####

#####

Терапевтическая сторона

Учение о каналах широко используется в различных разделах медицины. Его
теоретическое обоснование лечения особенно важно для иглоукалывания и
прижигания, но и при лекарственном лечении используют учение о каналах,
помятуя, что «лекарства принадлежат каналам». Специфическое воздействие
лекарств на определенные зоны тела опирается на учение о каналах. #

####

Схема закона последовательного прохождения меридианами рук и ног, инь и ян
приведена на рис. 349.

Перетекание двенадцати меридианов показано на рис. 350.

Часть одиннадцатая. Ответы на вопросы тренирующихся

Глава 27. Сведения о цигуне

1. Что такое «цигун»?

Ответ. В древности существовали такие различные методики, как «метод ведения
и привлечения» (даоинь фа) [Даоинь (японское доин) — древняя китайская
оздоровительная система, включающая наклоны корпуса, сгибание рук и ног в
ритме с дыханием и другие упражнения с целью активизации ци и крови;
упоминается еще в книге «Простые вопросы»], «метод выплевывания и
набирания» (туна фа) [туна — дыхательная гимнастика: «выплевывание старого

и набирание нового»], «сидячая медитация» (цзочань, японское дзадзэн),
«стояние столбом» (чжаньчжуан), «ходячая работа» (сингун) [ходячая работа —
упражнения цигуна, выполняемые стоя], «лежачая работа» (вогун) и другие.
После образования Нового Китая принят единый термин «цигун» [цигун —
буквально «работа с ци» (с жизненной энергией), но этим , как видим,
тренировки не ограничиваются].

Цигун — метод движения с внутренней направленностью, активизирующий три
важных фактора: он регулирует сердце [сердце — душа, психика], дыхание и
тело. Цигун позволяет увеличить возможности человеческой психики, управлять
телом, укрепить собственные функции человека, активизировать и развить
скрытые возможности. Тем самым цигун добивается высокого единства и
взаимоуравновешенности тела и души.

Цигун подразделяют на «жесткую работу» (ингун) и «мягкую работу» (жуаньгун).
Первая относится к боевым гимнастикам, а вторая — один из видов «взращивания
жизни» (яншэн) [взращивание жизни — повышение жизненных сил организма.
Основа — расслабление тела и сознания: «Не видеть, не слышать, сохранять
дух в спокойствии, тогда форма саморегулируется», — писал Чжуан цзы], его
также называют цигун-терапией. Цигун-терапию в свою очередь подразделяют на
«динамическую работу» (внешние движения — внутреннее спокойствие) и
«статическую работу» (внешний покой — внутреннее движение), если сочетать
динамику и статику, то эффект более значительный.

«Наука о цигуне» относится к сфере наук о жизни как особая научная
дисциплина. Ее история в Китае длительная и источники отдаленные, но со
временем она не стареет. К древнему примитивному материализму прибавились
и методы современного анализа, позволяющие непрерывно пополнять и
совершенствовать цигун, создавая науку, имеющую китайские национальные
особенности и служащую славе страны и счастью народа.

2. Что называют внутренним созерцанием (нэйши)?

Ответ. Направление взгляда внутрь — один из методов древней тренировки.
О нем еще говорят: «Обратить взгляд назад и осветить внутреннее». Методика
действия следующая. После «свешивания занавесок» (т.е. опустив веки)
вглядываются внутрь себя, сознанием просматривают какой-либо участок тела
или какой-нибудь канал или БАТ. Ли Шичжэнь в книге «Подробное описание
корней и трав» («Бэнь цао ган му») указывал: «Внутренний вид каналов
(продольных и поперечных) только обратившие взор могут высветить и
обследовать». Сунь Истинный человек (Сунь Чжэньжэнь) в книге «Важные
рецепты для экстренных случаев стоимостью в тысячу золотых», в главах
«Взращивание природы» [взращивание природы — развитие природных качеств
человека, заложенных от природы. Подробнее рассматривается в вопросе 4] и
«Взращивание природы в даосском лесу» отмечал: «Обычно, когда тренируются
во внутреннем созерцании по методу Желтого Правителя (Хуанди), то сохраняют
в себе мечты, размышления, воспоминания; ныне просматриваю пять плотных
внутренних органов (цзан), как нависшие скалы, пять цветов [каждому из
пяти плотных органов соответствует свой цвет: печень — сине-зеленый,
сердце — красный, селезенка — желтый, легкие — белый, почки — черный]
различаются четко, не исчезая». При этом требуется отбросить внешние
заботы, «нельзя плавающим мыслями обдумывать внешнее», иначе «сердце (ум)
помышляет, желает дел, а плохое и вредоносное растут и возникают» — тогда
тренировочная работа теряет эффект. Когда во время тренировки входят в
покой, нельзя иметь беспорядочных мыслей, и если в сердце присутствуют
внешние мысли, то невозможно войти в покой. Для хорошего вхождения в покой
требуются четкие указания учителя, тогда эта тренировка будет иметь успех.

3. Что называют информацией и информационной цигун-терапией?

Ответ. В слове «информация», по-китайски «синьси», «синь» означает «сигнал»,
а «си» — «новости». Теория информационного управления — наука, изучающая
характеристики информации. Путем математической обработки можно рассчитывать
мощность и эффективность передачи информации. Теория информации используется
в связи, биологии, физике и других науках.

Термин «информация», как известно, впервые был предложен математиком из США
Н.Винером в его книге «Теория управления». Автор указывал: «Информация —
термин, который говорит о том, как происходит обмен у людей с внешним миром
в процессе приспособления к нему, чтобы это приспособление
противодействовало внешнему миру». Информация имеет тесную связь с материей
и движением (энергией). Проще говоря, информация представляет собой
объективное отражение движения материи, выраженное в некой особой форме.
Информатика проникает в различные области науки, являясь пограничной наукой
комплексного характера. Человеческое общество имеет общественную
информацию, природа имеет природную информацию, живое и неживое имеют
собственные виды информации.

Информационная цигун-терапия представляет собой метод лечения с помощью
внутренней ци (энергии) излучаемой наружу мастером цигуна. Это излучение,
как показали приборные исследования, представляет собой информацию, которую
несут инфракрасные электромагнитные волны, магнитное и электростатическое
поле и микрокорпускулярный поток. Лечение больных с помощью «внешней ци»,
которую излучает и направляет мастер цигуна, называют информационной
терапией (информтерапией). В Китае в последние годы также использовались
моделирующие аппараты с целью моделирования информации мастера цигуна
(терапевтические аппараты моделированной информации).

4. Что называют «работой над природой» и «работой над жизненностью»?

Ответ. Статическая работа в цигуне подразделяется на два вида: работа над

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37