Рубрики: МЕДИЦИНА

медицинские книги, методички,
народные лечебники

Стиль

МЕДИЦИНА

LIB.com.ua [электронная библиотека]: Чжао Цзиньсян: стиль «Парящий журавль»

ци «дерева» склонна «возгордиться», а «металл» к тому же не в состоянии
преодолевать «дерево», то «дереву» легко оседлать «почву») [«дерево»
(печень) подавляет «почву» (селезенку), а «металл» (легкие) — «дерево»],
таким образом «дерево оседлывает почву». Если меридиан селезенки получает
подпитку от ци легких, то функции селезенки и желудка улучшаются, а
болезни, тормозящие работу печени, подавляются. Это называют «помогать
почве подавлять дерево». Затем «методом очищения печени» [метод описан в
начале части седьмой] производят освобождение этого органа от «шлаков»,
что полезно для излечения болезней печени.

Повторяя подобную закалку, соединяют послойно все тело — верх и низ,
внутреннее и внешнее, ци и кровь начинают циркулировать беспрепятственно.
Так можно повысить сопротивляемость заболеваниям, излечить болезни,
оздоровить тело.



Глава 7. Священный журавль касается воды

Методы работы

1. Подготовка. Стопы параллельны, их внешние стороны на ширине плеч, колени
слегка согнуты; расслабить плечи, руки свободно свесить, стоять спокойно,
кончиком языка касаться верхнего неба, как бы улыбаться — но не улыбаться,
глаза смотрят по горизонтали, сердце (душа) чистое, глаза ясные, все тело
сверху вниз последовательно расслабляют, ци погружают в поле пилюли,
начинают сосредоточение внимания.

Привлекают ци поля пилюли к прохождению точки «встреча инь», далее вверх
по каналу управления, к точке «большой позвонок», через плечи, руки, к
точкам «дворец труда» на ладонях.

2. Двойной возврат ци. Кисти поворачивают центрами ладоней вперед,
принимают ци в виде шара, плечи служат осью, медленно поднимают кисти
вперед перед телом и вводят ци в «небесный глаз». Разводят руки
(предплечья, плечи), раскрывая грудь, центры ладоней обращают вниз,
кончики пальцев направлены друг к другу, «снаружи ведут — внутри проходит»:
ци проводят в нижнее поле пилюли (рис. 128 — 131).

Сознание. Когда принимают ци, сознание находится в точках «дворец труда».
Когда вводят в «небесный глаз», мысль входит «небесный глаз». Когда
«снаружи ведут — внутри проходит», сознание, следуя за руками,
перемещается вниз по срединному каналу. Когда приводят ци в нижнее поле
пилюли, мысль входит в поле пилюли.

3. Поднимание крыльев и касание воды. Кисти перед нижним полем пилюли
свободно разводят, центры ладоней обращают вниз, для рук, расположенных
на ширине плеч, плечи служат осью, руки плавно поднимают до высоты плеч.
Одновременно приподнимают левую ногу (бедро образует угол 45 # с
горизонталью, голень вертикальна, голеностопный сустав расслаблен, стопа
находится примерно в 10 см от земли), трижды «касаются воды» (при этом
корпус все время остается вертикальным. Снижаясь для касания вниз,
поясницей ведут все тело и медленно опускаются; положение левой ноги не
меняется, носок левой стопы легко касается земли; плечи при этом
расслабляют, центры ладоней направляют вниз, плечами ведут руки, которые,
находясь перед корпусом, плавно опускаются. Когда поднимаются, сила
исходит из правой стопы, положение левой ноги остается неизменным;
поясница ведет все тело и плавно поднимается; при этом плечи ведут руки,
центры ладоней направлены вниз, руки плавно поднимают перед корпусом;
кисти поднимают не выше бровей и опускают не ниже пупка) (рис. 132 -135).

Сознание. Когда поднимают крылья и касаются воды, сознание все время
находится в точках «дворец труда» кистей и в точке «бьющий родник» левой
стопы.

4. Журавлиный шаг, пронизывающие руки. Руки слегка подбирают и снова
вытягивают, разводят влево — вправо, образуя иероглиф «I» (когда
«развертывают крылья», пальцы расслабляют и слегка разводят, центры
ладоней направляют наружу вниз, как бы парят; после «разворачивания
крыльев» обратить внимание на выдвижение груди и подтягивание живота),
иньские (направление вниз) ладони преобразуют в «пальцы-мечи»;
одновременно левая нога делает журавлиный шаг (левую стопу плавно
поднимают, делают шаг, рисуют дугу, так что после выпрямления пятка
снова опускается в # 15 см перед большим пальцем правой ноги. Затем вес
тела переносят на левую стопу, правую ногу поднимают (центр правой
стопы обращают назад, носок вниз; носок находится примерно в 5 см позади
левой пятки, в 10 см над землей) (рис. 136 -138).

Шейные позвонки служат осью, трижды пронизывают руками влево-вправо,
«пальцы-мечи» преобразуют в «пальцы — красная макушка» (движения см.
гл. 5, пункт 4) (рис. 139, 140).

Сознание. Когда делают журавлиный шаг, сознание находится в точках

«дворец труда» кистей и в точке «бьющий родник» левой стопы. Когда
образуют «пальцы-мечи» и поднимают правую стопу, сознание находится в
«пальцах-мечах» в точке «бьющий родник» правой стопы. Когда пронизывают
руками, сознание находится в точке «большой позвонок» и на кончиках
«пальцев-мечей» (сознание, следуя за движением, перемещается от
кончиков пальцев одной руки, проходит точку «большой позвонок» к
кончикам пальцев другой руки, напоминая пронизывающий челнок, трижды
туда-сюда). Далее, сознание находится в пальцах, которые образуют
«красную макушку».

5. Разворачивание крыльев, касание воды. «Пальцы — красная макушка»
преобразуют в иньскую ладонь (направленную вниз), «касаются воды»
трижды (когда «касаются воды», корпус все время остается вертикальным.
При опускании для касания поясница ведет все тело, опускаются плавно;
положение правой ноги не меняется; носок правой стопы легко касается
земли; при этом плечи расслабляют, центры ладоней обращены вниз, плечи
ведут руки, которые вместе с корпусом по бокам от него плавно опускаются.
Когда поднимаются, сила исходит из левой стопы, положение правой ноги не
меняется; поясница ведет все тело, поднимаются плавно; при этом плечи
ведут руки, центры ладоней направлены вниз, руки плавно поднимаются по
сторонам тела. Кисти поднимаются не выше бровей и опускаются не ниже
пупка) (рис. 141, 142).

Сознание. Когда касаются воды, сознание все время находится в точках
«дворец труда» обеих кистей и в точке «бьющий родник» правой стопы.

6. Поднимание крыльев, касание воды. Руки плавно опускают вдоль тела,
пока не образуется угол к туловищу примерно 20 # , тогда центры ладоней
обращают назад (при этом правая нога все время сохраняет положение,
которое она имела, при выполнении упражнения «пронизывающая рука»)
(рис. 143).

Плечи ведут руки, центры ладоней направлены вниз; руки, расположенные
на ширине плеч перед телом, плавно поднимают до высоты плеч. При этом
приподнимают правую ногу, «касаются воды» трижды (принципы движения
те же, что в пункте 3, только левое и правое меняются местами) (рис. 144,
145, 146).

Сознание. Когда «поднимают крылья» и «касаются воды», сознание все время
находится в точках «дворец труда» обеих кистей и в точке «бьющий родник»
правой стопы.

7. Журавлиный шаг, пронизывающие руки. Руки немного подбирают и снова
выпрямляют, разводят влево — вправо, образуя иероглиф «I», янские
(направленные вверх) ладони преобразуют в «пальцы-мечи»; одновременно
правая нога делает журавлиный шаг. Затем тяжесть тела переносят на
правую стопу, а левую ногу поднимают (рис. 147 — 149).

(Принципы движений при шагании и поднимании ноги аналогичны описанным
в пункте 4 — журавлиный шаг, пронизывающие руки, только движения левой
и правой ноги меняются местами.

Шейные позвонки служат осью, пронизывают руками трижды влево — вправо,
«пальцы-мечи» преобразуют в «пальцы — красные макушки» (рис. 150, 151).

(Принципы этих движений аналогичны описанным выше в пункте 4 — журавлиный
шаг, пронизывающая рука, только позиция левой и правой стопы меняется.)

Сознание. Аналогично пункту 4, только в отношении стоп наоборот.

8. Разворачивание крыльев, касание воды. «Пальцы — красные макушки»
преобразуют в иньские ладони, касаются воды трижды (принципы движения
те же, что в пункте 5 — «разворачивание крыльев», касание воды, только
меняются позиции левой и правой стопы) (рис. 152, 153).

После «касания воды» левая стопа отставляется влево на полшага; при этом
плечи расслабляют, руки вытягивают горизонтально в стороны и плавно
опускают, пока не образуется острый угол с телом, примерно 20 # (рис. 154,
155).

Сознание. Когда «касаются воды», сознание все время находится в точках
«дворец труда» кистей и в точке «бьющий родник» левой стопы. Когда руки
опускаются вдоль тела, сознание находится в точках «дворец труда».

9. Двойной возврат ци. Кисти поворачивают центрами ладоней вперед,
принимают ци в виде шара и, используя плечи в качестве осей, плавно
поднимают перед корпусом, вводя в «небесный глаз». Руки разводят, грудь
раскрывают, центры ладоней обращают вниз, кончики пальцев направляют
друг к другу, «снаружи ведут — внутри проходит» — ци вводят в нижнее
поле пилюли (рис. 156 -159).

Сознание. Когда принимают ци, сознание находится в точках «дворец труда»
кистей. Когда вводят в «небесный глаз», мысль входит в «небесный глаз».
Когда «снаружи ведут — внутри проходит», сознание, следуя за кистями,
движется вниз по центральному каналу. Когда ци доводят до нижнего поля
пилюли, мысль входит в это поле.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37

Стиль

МЕДИЦИНА

LIB.com.ua [электронная библиотека]: Чжао Цзиньсян: стиль «Парящий журавль»

самопроизвольно начнутся внешние движения, после чего истинная ци
передвигается туда и обратно, то ли сохраняется в поле пилюли, то ли нет
(нельзя оставлять поле пилюли без внимания), пусть она ведет себя
естественно. Как при динамической работе, так и при «стоянии столбом»
естественно дышат животом, и не следует доводить себя до одышки;

в) «журавлиная работа» стоит в ряду других методик, каждая из которых
имеет свои достоинства. Методы и принципы работы различаются, траектории
движения истинной ци также не совсем совпадают, и чтобы добиться хороших
результатов на тренировках, нельзя допускать никаких отклонений.
Начинающим не рекомендуется одновременно изучать два и более метода работы.
Конечно, некоторая спортивная закалка — бег, игры с мячом, физзарядка —
не в счет;

г) тренировки и медикаментозное лечение можно проводить совместно, поскольку
и то и другое предназначено для поддержания правильного и изгнания
вредоносного, для лечения болезней и оздоровления тела. Так что в период
занятий можно продолжать принимать лекарства, ставить иглы. При разумном
сочетании двух сторон лекарства еще лучше проявят свое действие. После
тренировок в случае поворота в течение болезни к лучшему или при облегчении
можно, смотря по обстановке, уменьшить дозу лекарств или даже прекратить их
принимать;

д) тренировки требуют времени, а кроме того, постоянства. Работа с ци
(цигун) — такая работа по саморегуляции (гунфу), при которой очищается
жизненная энергия ци, а ци хранит духовную энергию шэнь, шэнь взращивает
ци, в цигуне тренируют ци и занимаются ее доставкой. В результате такой
работы ци поднимается и приходит. Только работая, будешь иметь ци —
жизненную энергию. Имея хороший метод работы, но не обеспечив время для
занятий, прихода ци не добьешься. В общем, чем больше занимаешься цигун-
тренировкой, тем больше получишь пользы, меньше тренируешься — меньше
пользы, не тренируешься — пользы не будет. Однако на начальном этапе
занятий необходимо следить, чтобы не было излишней усталости, нужно
сохранять избыток наслаждения. Ежедневно занимаются 2 раза, достаточно
каждый раз по часу. И тем, кто занимается ради укрепления здоровья,
достаточно 2 раза в день. Ценность в непрерывности, каждый день — как один,
собственное хорошее самочувствие — показатель;

е) образ жизни должен иметь свой распорядок, ежедневные тренировки лучше
всего проводить в одно и то же время, например в часы ребенка (цзы),
полдень (у), мао и цзю [это название четырех двойных часов, сутки в старом
Китае делились на 12 ч] (т.е. 23-1, 11-13, 5-7 и 17-19 ч). Если условия
позволяют, то можно заниматься по разу утром и вечером каждый день, чтобы
и жизнь, и тренировки были ритмичны;

ж) ограничение сексуальной жизни. В период тренировок с целью излечения
болезней лучше всего воздерживаться от сексуальной жизни, ибо если не
станет воспроизводящей энергии цзин, то она не сможет превратиться в
жизненную энергию ци, не будет ци — невозможно будет лечить болезни.
Поскольку на первом этапе цигун-закалки тренируются в том, чтобы
трансформировать воспроизводящую энергию в жизненную, а только при наличии
последней будет и духовная энергия шэнь, на это следует обратить серьезное
внимание. После излечения болезней сексуальную жизнь также следует ограничивать
[представление о нецелесообразной активной половой жизни базируется на
древнемедицинских концепциях, согласно которым следует экономить цзин —
воспроизводящую энергию, которая теряется при половом акте. — Прим. ред.];

з) в случаях переедания, недоедания, переутомления, при большой радости,
печали, нетерпении, раздражении и прочих неустойчивых чувствах нельзя
сразу же приступать к тренировкам, тем более недопустимы во время занятий
ссоры, раздражение — это абсолютно запрещено.

12. Как воспитывать характер, занимаясь «журавлиной работой»?

О т в е т. В данной гимнастике требуется не только овладеть движениями
священного журавля, но и проникнуться достоинствами его природы, воспитать
собственный характер. Чем дальше, тем больше можно незаметно изменяться к
лучшему, добиваясь поставленной цели: укрепления здоровья и исправления
характера.

Какие же достоинства характера священного журавля требуют заимствования?
Я полагаю, основные следующие:

а) журавль — глубоко степенный и солидный, спокойный и не драчливый.
Священные журавли до повзросления живут стаями. Так как характер у них
спокойный, поведение уравновешенное и благодушное. В коллективе журавли не
стремятся к борьбе, и могут дружно сосуществовать друг с другом. Когда они
повзрослеют, то покидают стаю, образуя семью, при этом сохраняют
определенное расстояние между семьями и мирно сосуществуют, совсем не
задевая друг друга;

б) в любви журавли верные и не изменяющие. Как только самка и самец
соединяются, у них возникает искренняя любовь, они никогда не ищут новых
удовольствий. Если одна из птиц погибает, то другая остается одинокой до
конца жизни и больше не ищет себе пару;

в) в семье журавли работают вместе, их отношения равноправные. Основное
содержание семейной жизни журавля — выращивание журавлят, их выкармливание
и защита от врагов. Эти рабочие обязанности обе птицы, самка и самец, несут
на равных правах, никто не избегает тяжелой работы и не стремится к
разделению труда;

г) журавль смело защищается от врагов, не страшась опасности. Хотя
священные журавли по характеру не драчливые, если на них кто-то нападает,
журавль несущий охранную функцию тут же старается отвести врага подальше от
стаи, а потом вступает с ним в смертельную схватку, не страшась пожертвовать
жизнью.

13. Чего следует добиваться в области мобилизации поведенческой активности?

О т в е т. «Журавлиная работа» требует желания укрепить тело и излечить
болезни, и чтобы добиться в этом результата, необходимо учитывать 3
следующих момента:

а) нужно иметь верящее сердце. Прежде всего нужно верить в себя, затем —
верить в метод, потому что цигун — наука, занимающяся тайнами тела человека,
информацией жизни. Цигун-закалка — особый способ тренировки, ее
специфическое воздействие заключается в мобилизации скрытых возможностей
организма, в саморегуляции, в самовосстановлении. Чтобы путем цигун-закалки
вылечить некоторые хронические заболевания и сложные недомогания, нужно
верить, что путем упорных тренировок непременно сам сможешь справиться с
болезнью и укрепить органиэм;

б) нужно иметь решительное сердце, т.е. не бояться бед и усталости; встретив
трудности, надо проявлять решительную уверенность, чтобы преодолеть все
препятствия, добиваясь результата на тренировках. Если вам покажется, что
у вас мало времени, вы заняты на работе и дома полно дел, особенно когда
ци ударяет в болезненную зону и возникает рецидив болезни, тем более нужно
иметь решительную уверенность и с решительным сердцем продолжать тренировки;

в) нужно иметь уравновешенное сердце. На тренировке следует дождаться
уравновешенности. Ценно постоянство, не нужно «3 дня ловить рыбу, а 2 дня
сушить сети», тем более нельзя произвольно прекращать или, почувствовав
улучшение, «отзывать войска» и больше не тренироваться. Следует знать, что
прекращение тренировки может ликвидировать полученные результаты. Уже
пришедшая в движение и нормально циркулирующая истинная ци останавливается.
Это может вновь привести к закупорке и непроходимости каналов и болезненное
состояние может вернуться. Нужно верить, что работа над собой (гунфу) не
противопоказана сердечным больным, работа ведется до естественного
завершения, «несколько решительных лет — и вода достигнет плотины,
результат будет непременно». Когда торопятся достигнуть результата, следует
напомнить поговорку: «хочешь быстро — не добьешься». «Чуть потрудился — и
вечно отдыхать» — так не бывает.

14. Каковы основные принципы «динамической работы» и «стояния столбом»?

О т в е т. Основные принципы динамической работы следующие: «мысль ведет —
форма движется; ци идет, следуя за мыслью; мысль, ци и форма объединяются».
Нужно выполнять движения округло, мягко, продолжительно, непрерывно,
пластично и радостно. Двигаться нужно точно и безошибочно.

Основные принципы «стоячей работы»: естественные расслабление и успокоение,
естественное дыхание, не добиваться спонтанной работы, не примешивать
сознания «последующего неба» [спонтанная работа, рассмотренная выше, —
непроизвольные движения, они не должны быть намеренными].

15. В чем разница воздействия «динамической работы» и работы «стояние
столбом»?

О т в е т. В «динамической работе» в движении есть покой. Пять частей
динамической работы — основа китайского цигуна стиля «парящий журавль».
Она позволяет закаливать (тренировать) мышление, раскрывать БАТ, делать
проходимыми каналы, так что во всем теле улучшается протекание ци и крови,
суставы, кости и каналы получают закалку. Кроме того, вокруг тела создается
определенное поле (энергии) ци [поле ци у нас называют «биополе»], которое
объединяет внутреннюю и внешнюю ци организма, большая энергия промывает
5 плотных и 6 полых органов. Все тело, все ткани и органы подпитываются
истинной ци — так достигают цели: укрепления тела и излечения болезней.

В работе «стояние столбом» в покое есть движение, которое позволяет
взращивать ци, умягчать тело и воспитывать чувства. Когда истинная ци
начнет движение, она циркулирует по меридианам, и если в каких-то местах
тела встретится с болезнью от непроходимости продольных или поперечных
каналов, возникает сопротивление циркуляции, и ци может ударять в
болезненный очаг и вызывать разного рода спонтанные движения в теле,
которые прочищают каналы и излечивают болезни, помогают пробить закупоренные
участки, дать путь истинной ци, проходимости каналов, добиться излечения
болезней, укрепления и оздоровления тела.

16. Некоторые занимающиеся выполняют только «стояние столбом» и «спонтанные
движения» и не тренируются в динамической работе. Можно ли таким путем
добиться терапевтического эффекта?

О т в е т. Диннамическая работа и работа «стояние столбом» различаются.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37