МЕДИЦИНА

Философия здоровья

Комментировать

LIB.com.ua [электронная библиотека]: : Ф И Л О С О Ф И Я З Д О Р О В Ь Я

— 6 —

я23. ОБЪЯСНЕНИЕ С ЧИТАТЕЛЕМ

Здоровье — это непреходящая ценность, которую осознаешь,
когда теряешь… Пожалуй, именно этим объясняется вся слож-
ность формирования разумного отношения человека к себе: пока
человек здоров, он почти не нуждается в знаниях о себе, по-
тому что все его устремления связаны с работой, семьей, да-
чей, машиной, одеждой и пр., а когда заболевает — время ока-
зывается уже упущенным, акцентирование же внимания на собс-
твенной персоне лишь усугубляет болезнь.
Нет более загадочной и более притягательной проблемы для
исследования, чем проблема выживаемости человека в современ-
ном мире.
Я на собственном опыте убедилась в том, что можно управ-
лять здоровьем. На протяжении 14 лет я исследую проблему че-
ловека как на основе осмысления литературных источников, так
и путем проверки основных принципов собственной философии
здоровья во время занятий с группами женщин разных возрас-
тов. Поэтому в книге, наряду с анализом существующих систем
здоровья и традиционных подходов к здоровью человека со сто-
роны официальной медицины, излагается оригинальная философия
здоровья, которая дает возможность быть здоровым в реальной
жизни.
Философия здоровья зиждется на формировании и развитии
здорового сознания, исключающего основные пороки человека —
страх, лень, зависть и др. Мне хотелось бы помочь Читателю
сформировать адекватное восприятие себя и внешнего мира, вы-

— 7 —
работать внутреннюю гармонию и красоту, без которых невоз-
можно здоровье на долгие годы.
Книгу предваряет эпиграф: «Пусть слова мои, как зерна, в
твоем сердце прорастают…», и задумана она как книга-меди-
тация, внутренний монолог автора-Читателя. Каждое слово ав-
тора — это твое слово, Читатель. Книга может быть мудрым по-
мощником во всех случаях жизни, потому что нацеливает на
постоянную реализацию своего богатого и неповторимого внут-
реннего потенциала, своего «Я» через познание этого «Я».
Называя книгу «Философия здоровья…», я не ставила себе
целью преподать какую-то очередную теорию, систему, а хотела
только подчеркнуть то, что философия непременно присутствует
в жизни человека, сознательно наблюдающего и познающего себя
и мир в каждый миг.

— 8 —

я24. ВВЕДЕНИЕ IN MEDIAS RESя51

Что есть человек? Что есть «Я»? Вопросы эти знакомы каж-
дому, поскольку, в свое время, они встают перед всеми. По-
разному мы на них отвечаем. И в зависимости от ответа (осоз-
нанного или не осознанного) организуем свою жизнь. Только
осмыслив эти изначальные вопросы, можно понять и сформиро-
вать философию здоровья.
О том, что такое человек, ясно сказал Артур Шопенгауэр,
основатель теории эвдемонологии, научающей счастливой жизни,
в своей книге «Афоризмы житейской мудрости» [103]. Беря в
качестве эпиграфа высказывание Чанфорта «Счастье дается не
легко: очень трудно найти его в себе и невозможно — в
чем-либо другом», Артур Шопенгауэр помогает найти путь дос-
тижения счастья в себе. При этом он исходит из аристотелевс-
кого разделения благ человеческой жизни на три группы: блага
внешние, духовные и телесные, и утверждает, что все, чем
обусловливается различие в судьбах людей, может быть сведено
к трем основным категориям.
Эти категории таковы: 1) что такое человек, его лич-
ность; 2) что человек имеет — речь идет о находящемся в его
собственности имуществе; 3) что представляет собой человек,

ДДДДДДД
я51 я0in medias res (лат.) — в суть дела

— 9 —
т.е. что есть человек в представлении других, мнение людей о
нем, выражающееся в почестях, положении и славе.
Особый интерес вызывает категория «что есть человек, его
личность». Имущество и слава — следствие этой категории и
приходят к человеку извне, а не заключаются в нем самом. К
тому же, ценность их относительна: их может лишиться человек
в одночасье, а вот суть человека — абсолютна, она всегда при
нем.
На счастье (или несчастье) в значительно большей мере
влияет то, что есть человек, что находится внутри него, что
вложено в него Природой, его истинное «Я» — прежде всего
здоровье, сила, красота, темперамент, нравственность, ум и
степень его развития, чем то, что вытекает из вещей внешнего
мира, что создается силами людей, т.е. собственность и поло-
жение в обществе. Во все времена, как говорил Гете, «народы,
рабы и победители всегда признавали, что высшее благо чело-
века — его личность». И высшая цель человека, по-видимому,
состоит не в богатстве и не в славе, а в том, чтобы пол-
ностью раскрыть и реализовать себя. Герман Гессе — автор
прекрасного романа «Игра в бисер», за который он был удосто-
ен Нобелевской премии, настаивал на том, что человек должен
осуществить заложенные в нем возможности, обрести определен-
ность, прийти к себе. Именно поэтому он исследовал всего
человека, включая его истинные желания и мысли, вплоть до
тайников бессознательного, «инферно». И он был вправе требо-
вать, чтобы «у нас была я1наука, я0обладающая достаточным му-
жеством и достаточным чувством ответственности, чтобы зани-
маться я1человеком, а не просто механизмами жизненных процес-
я1сов…» я0(выделено мною — Г.Ш.) [17,С.129].
Каждый человек, в очень грубом приближении, на поверх-
ности, представляет собою сочетание человека и животного,
духа и инстинкта, человека в смысле его мира мыслей, чувств,
культуры, и животного, когда речь идет о его темном мире
инстинктов — инфернальном мире. Однако, если бы все было так
просто и человека можно было расчленить на две противополож-
ности и объяснить его жизнь только стремлением найти единс-
тво между этими полюсами! Единство личности, по Герману Гес-
се, — это иллюзия, обман. Именно из бытующего в стереотип-
ном сознании человека такого обмана появляется неадекватное

— 10 —
восприятие человеком самого себя и реального мира. «В дейс-
твительности «Я», даже самое наивное, — это не единство, а
многосложнейший мир, это маленькое звездное небо, хаос форм,
ступеней и состояний, наследственности и возможностей,…
грудь, тело всегда единственны, а души в них заключено не
две, не пять, а несметное число; человек — луковица, состоя-
щая из множества нитей,… человек не есть нечто сложившее-
ся, а есть требование духа…» [18,С.140,141,143].
Не менее сложным понятием , чем человек, является поня-
тие «жизнь». Я вкратце коснусь философии восприятия жизни,
лишь настолько, насколько это требуется для раскрытия здо-
ровья. С моей точки зрения, невозможно научиться управлять
своим здоровьем, не выработав определенного философского от-
ношения к жизни.
Осознание уникальности каждой личности и ее жизни приво-
дит к мысли о необходимости выработки такого восприятия всех
событий личной жизни, которое позволяет спокойно все прини-
мать как данность и мобилизует на радостное преодоление
встречающихся препятствий. Внутреннее равновесие, как душев-
ное, так и телесное, в любых жизненных ситуациях достигается
настроем человека на жизнь не сиюминутную, а долгую и пло-
дотворную. Отсюда идет разумное отношение к своим потребнос-
тям и силам, которые требуются для их удовлетворения. Иными
словами, я замахиваюсь ровно настолько, насколько мне позво-
ляет мое здоровье (не сегодняшнее, а мое потенциальное, ко-
торое я в себе ощущаю и оцениваю).
Проблемой номер один, особенно в наше время тотального
дефицита, признается очень многими специалистами-медиками
проблема питания. Позволь мне, внимательный Читатель, не
согласиться. Здесь я вижу одномерный подход к человеку, же-
лание заострить проблему и несколько утрированно наметить

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *